Форма входа

Поиск

Календарь

«  Май 2014  »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031

Архив записей

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 5

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Мой сайт
Вторник, 17.06.2025, 11:10
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход | RSS
Главная » 2014 » Май » 22 » Какой процент населения земли знает анг. «Современные технологии, преобразовавшие мир»
03:56

Какой процент населения земли знает анг. «Современные технологии, преобразовавшие мир»





«Современные технологии, преобразовавшие мир»

Ректор БГУ, академик Абель Магеррамов

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО

Уважаемые участники Форума!

Прежде всего, приветствую вас в этом историческом зале ведущего научного, образовательного и культурного центра Азербайджанской Республики – Бакинского государственного университета – от имени руководства университета, профессорско-преподавательского состава и многотысячного студенческого коллектива и говорю каждому из вас «Добро пожаловать!»

Как вам известно, проходящий 10-11 октября 2011 года Бакинский Гуманитарный Форум был организован по инициативе Президента Азербайджанской Республики Ильхама Алиева и Президента Российской Федерации Дмитрия Медведева. На Форуме намечается рассмотрение гуманитарных аспектов надежд и вызовов XXI века с учетом реалий глобализирующегося мира. Главная цель Форума состоит в проведении принимающими в нем участие представителями естественных, экономических и гуманитарных наук и культурной элиты в широком обсуждении международных актуальных проблем на предстоящий период. Для этого сегодня в рамках Форума проводятся круглые столы по следующим семи направлениям:

- «Мультикультурализм: достижения и проблемы»

- «Современные технологии, изменившие мир»

- «Конвергенция наук»

- «Биотехнологии и проблемы этики»

- «Гуманитарные аспекты экономической модели развития»

- Социальная журналистика и высокие технологии»

- «Системы традиционных ценностей в постмодернистской культуре».

Организация и проведение круглого стола на тему «Современные технологии, изменившие мир» поручены Бакинскому государственному университету. В соответствии с программой Форума, сегодня мы с вами всесторонне обсудим порожденные в конце XX века и в первом десятилетии XXI века стремительно развивающимися современными технологиями и инновациями, особенно информационно-коммуникационными технологиями, в обществе и в мире в целом изменения, их положительные и отрицательные стороны.

Уважаемые коллеги и друзья!

Всем нам уже известно, что ХХ век более всего характеризуется стремительным развитием науки и техники, новых научных и практических, информационно-коммуникационных технологий, и вошел в историю как век информации, а в более широком смысле слова – как век науки и образования. Развитие науки и образования в целом является главным условием, обеспечивающим создание гражданского общества во всем мире, и наше поколение также участвует в создании данного общества. На этом пути каждый из нас должен осознать свою ответственность, стремиться добросовестно и достойно выполнять свои обязанности.

В конце XX – начале XXI столетия информационно-коммуникационные технологии превратились в один из основных факторов, оказывающих влияние на развитие общества. Сфера их влияния охватывает государственные структуры и институты гражданского общества, экономическую и социальную области, науку и образование, культуру и образ жизни людей в целом. Многие развитые и развивающиеся страны используют преимущества, предоставляемые информационными и коммуникационными технологиями. Ныне никто не сомневается в том, что устремленный в информационное общество путь является путем, ведущим в будущее человечества.

Самыми важными факторами в развитии человека являются наука, образование и современные знания. Использование современных технологий, включая информационно-коммуникационные, для передачи знаний и информации считается одним из основных условий развития и на глобальном уровне. Сейчас во всех странах предпринимаются последовательные и систематические меры для превращения экономического потенциала в интеллектуальный капитал. Большое значение в этом плане имеет Бакинский Форум и сегодняшний круглый стол.

Я желаю успехов в работе круглого стола и приглашаю для его продолжения модератора – ректора МГУ имени М.В.Ломоносова, академика В.А.Садовничего.

Академик. А.Л. Семенов, ректор Московского института открытого образования

Роль математики в современном мире

Роль математики для каждого человека в современном мире непосредственно определяют два основных фактора:

  1. Технология обработки информации
  2. Математическая грамотность

Более косвенно и не менее существенно математика влияет на жизнь всех людей, давая другим наукам и технологиям систему моделей реальности и инструментов исследования этих моделей.

Математика и технология обработки информации

XX век – век возникновения и распространения компьютеров. Компьютер можно назвать математической машиной (так он и назывался иногда в нашей стране – более правильно, чем «вычислительная машина»). Сам компьютер создан математическими методами, прежде всего – как математическое устройство, занятое математически спроектированной и математически описанной деятельностью по обработке информации. Можно сказать, что машины делают то, что удалось «математизировать». Очевидно, что при создании и эксплуатации таких машин используются и другие науки, прежде всего – физика, химия (тоже пользующиеся математическими методами), но сущность работы, выполняемой этими машинами для человека – именно математическая.

Возникновение компьютерной математики в докомпьютерное время

Замечательно, что теория работы таких машин и многие важные элементы их применения, например, языки программирования, были разработаны математиками до появления соответствующих электронных, воплощенных в «железо» (кремний) технологий. Эта теория создавалась как инструмент анализа деятельности человека, осуществляющего обработку информации по формальным правилам. Математическое производство «докомпьютерной эры» здесь оказалось практически «безотходным». Например, в конце 1940-ых гг. ленинградский математик, член-корр. АН СССР Андрей Андреевич Марков построил свою теорию алгоритмов (или, как он говорил, алгорифмов), а в 1970-е гг. внутри компьютерного мира было изобретено структурное программирование и индуктивные доказательства правильности программ, они в точности повторяли открытия Маркова.

Классическая чистая и прикладная математика

Классическая чистая математика работала с точными формулами. Только в самом конце, когда уравнение решено в общем виде, использовались реальные данные и проводились вычисления. Классическая прикладная математика также предпочитала иметь дело с максимально продвинутыми аналитическими решениями и лишь затем применяла методы приближенных вычислений. В конечном итоге, однако, мы в любом случае имели дело не с действительными числами, то есть с бесконечными десятичными дробями, а с их конечными, дискретными приближениями.

Новые области математики, порожденные информационной технологией

Появление математических машин, не изменило ситуацию качественно. Мы по-прежнему находимся в мире тех же математических моделей. Однако во многих направлениях применения математики произошел радикальный прорыв – например, с точки зрения классической математики невозможно себе представить решение задачи обработки изображения роботом или распознавания устной речи телефоном. Математика выработала широкий спектр моделей и методов новой прикладной математики, исходно работающих с дискретными величинами. При этом, она обнаружила и важные с точки зрения практики, принципиально непреодолимые барьеры для вычислительных методов, так называемые алгоритмически неразрешимые проблемы.

Математические границы компьютерных технологий

Уже в 1960-е гг. было замечено, что некоторые задачи, имеющие очень просто описываемый алгоритм решения, состоящий в последовательном переборе кандидатов на ответ, не удается решить быстрее, чем с помощью такого перебора. При этом переборный алгоритм не имеет практической ценности. Сегодня одной из важнейших не решенных пока проблем всей математики и ее приложений в вычислительной практике является так называемая проблема перебора: возможно ли для тех задачах, о которых только что было сказано, решение более быстрое, чем переборное. Ожидаемое доказательство невозможности такого алгоритма позволит и математикам и программистам сосредоточиться на поисках частных случаев переборных задач, в которых не переборные алгоритмы возможны.

Математическая пирамида

В сегодняшнем мире выстраивается следующая иерархия, или пирамида математической деятельности:

  • Чистая математика
  • Прикладная математика /Математическое моделирование
  • Программирование
  • Применение

При этом ресурсы, фактически вкладываемые обществом, как и численность занятых специалистов, существенно возрастают при движении от вершины пирамиды к ее основанию. Как часто повторял Владимир Игоревич Арнольд, ссылаясь на Людвига Дмитриевича Фаддеева «затраты СССР на математику в год составляли стоимость одного танка, а современные затраты России – стоимость примерно одной десятой танка в год». Здесь имеются в виду затраты именно на «чистую математику». В то же время, высокое качество деятельности в вершине такой пирамиды необходимо для достижения качественных результатов на более низких и широких ее ступенях. Советский Союз обладал уникальным научным потенциалом в области математики, этот потенциал в большой степени был сконцентрирован в основных научных центрах в силу специфики структуры советского общества и его инфраструктуры, но при этом значительные ресурсы вкладывались и результаты получались и в республиках, ставших теперь независимыми государствами. Имевшиеся тогда научные связи заслуживают восстановления и усиления. Те же информационные технологии могут здесь нам существенно помочь.

Математическая грамотность

Может создаться представление, что наличие информационных технологий делает ненужным математическое образование. С одной стороны, есть профессионалы: «Зачем учить географию, если есть извозчики». С другой стороны, необходимое во многих профессиях XIX века умение выполнять арифметические действия, оперировать с процентами и т.д. взяли на себя калькуляторы и компьютеры.

В действительности дело обстоит противоположным образом. Современному человеку нужна большая математическая грамотность, чем это было 100 и даже 50 лет назад. Причина этому в том, что сегодня выросло число рабочих мест, на которых человек должен принимать решения и планировать деятельность в быстро меняющихся условиях, и основанием для многих решений и планов дается именно математикой. То же относится и к выбору и планированию вне профессиональной сферы, относящемуся к политике, экологии, собственной жизни.

При этом место чисто арифметической грамотности сегодня занимает намного более обширная область человеческой культуры

Виды математической грамотности

Можно условно выделить следующие виды математической грамотности:

  • Количественная и алгебраическая грамотность (умение подставить в формулу, прикинуть ответ)
  • Геометрическая грамотность
  • Вероятностная и статистическая грамотность
  • Логическая грамотность, грамотность в обращении с множествами и свойствами, в том числе – в рассуждениях об объектах, не являющихся математическими
  • Алгоритмическая грамотность, включая умение использовать соображения из сложности вычислений, и понимание фундаментальных математических основ работы компьютера, таких, как программа для универсального вычислителя, задающая конкретное вычисление (об этом говорил в 1981 году академик Андрей Петрович Ершов своим лозунгом – «Программирование – вторая грамотность»)
  • Грамотность в моделировании, соответствии математики и реальности, включая непрерывные и дискретные модели (и соответствующие прикладные модели приращения и суммирования – «производные» и «интегралы»)

Эти элементы математической грамотности доступны сегодня уже на уровне начальной школы в наглядной, осязаемой форме.

Пирамида математического образования

В математическом образовании также существует свои пирамиды. Очевидной является пирамида уровней образования – от дошкольного до подготовки кадров высшей квалификации. Однако мы хотели бы обратить внимание на другую пирамиду, связанную и с этой и с обрисованной выше пирамидой уровней математической деятельности. Мы говорим об образовании для деятельности в областях:

  • Чистая математика
  • Прикладная математика /Математическое моделирование
  • Программирование
  • Применение

И здесь можно провести параллели, относящиеся к затратам на подготовку кадров. Коротко говоря, инвестиции в подготовку творческих математиков высшей квалификации, в сохранение и формирование научных школ в математике следует считать приоритетными.

Математика, как гуманитарное знание.

Наконец, остановимся на роли математики, как гуманитарного знания. Мы уже упомянули выше, что современная «компьютерная» математика создавалась как наука о формализации человеческой деятельности, но не только – и человеческого мышления и языка – тоже. В ней сегодня строятся модели, помимо систем окружающего физического мира, еще и:

  • Утверждений и рассуждений
  • Описаний отношений
  • Предписаний и их выполнения, взаимодействия (с антагонистическими или иными интересами), управления.

Воспитывающая роль математики

В современной общеобразовательной школе математика играет особую роль. Эта роль определяется, по крайней мере, двумя обстоятельствами. Первое состоит в том, что в школе, как и в жизни, математика используется в различных областях и видах деятельности. Вторая – математика оказывается уникальным школьным предметом, в котором формируется:

  • Уважение к интеллектуальному труду
  • Опыт преодоления интеллектуальных трудностей и открытия нового
  • Интеллектуальная честность, представление об абсолютной значимости знания
  • Эстетическое чувство по отношению к интеллектуальным рассуждениям, построениям, объектам

Организация и проведение круглого стола на тему «Современные технологии, изменившие мир» поручены Бакинскому государственному университету. В соответствии с программой Форума, сегодня мы с вами всесторонне обсудим порожденные в конце XX века и в первом десятилетии XXI века стремительно развивающимися современными технологиями и инновациями, особенно информационно-коммуникационными технологиями, в обществе и в мире в целом изменения, их положительные и отрицательные стороны.

Уважаемые коллеги и друзья!

Всем нам уже известно, что ХХ век более всего характеризуется стремительным развитием науки и техники, новых научных и практических, информационно-коммуникационных технологий, и вошел в историю как век информации, а в более широком смысле слова – как век науки и образования. Развитие науки и образования в целом является главным условием, обеспечивающим создание гражданского общества во всем мире, и наше поколение также участвует в создании данного общества. На этом пути каждый из нас должен осознать свою ответственность, стремиться добросовестно и достойно выполнять свои обязанности.

В конце XX – начале XXI столетия информационно-коммуникационные технологии превратились в один из основных факторов, оказывающих влияние на развитие общества. Сфера их влияния охватывает государственные структуры и институты гражданского общества, экономическую и социальную области, науку и образование, культуру и образ жизни людей в целом. Многие развитые и развивающиеся страны используют преимущества, предоставляемые информационными и коммуникационными технологиями. Ныне никто не сомневается в том, что устремленный в информационное общество путь является путем, ведущим в будущее человечества.

Самыми важными факторами в развитии человека являются наука, образование и современные знания. Использование современных технологий, включая информационно-коммуникационные, для передачи знаний и информации считается одним из основных условий развития и на глобальном уровне. Сейчас во всех странах предпринимаются последовательные и систематические меры для превращения экономического потенциала в интеллектуальный капитал. Большое значение в этом плане имеет Бакинский Форум и сегодняшний круглый стол.

Я желаю успехов в работе круглого стола и приглашаю для его продолжения модератора – ректора МГУ имени М.В.Ломоносова, академика В.А.Садовничего.

Эльмир Велизаде, заместитель министра Связи и Информационных Технологий Азербайджанской Республики

Современные Технологии – Фактор Социального Развития

Я рад приветствовать всех вас на Бакинском международном гуманитарном Форуме. Тема сегодняшнего нашего обсуждения посвящена современным технологиям, которые изменили нашу жизнь. Понимаете, что на протяжении развития человечества таких технологий было много. Если к вопросу подойти в широком смысле, то можно говорить о технологиях во многих областях. Однако, учитывая направленность моей деятельности, а также значимость в сегодняшней нашей жизни, я хотел бы обратить ваше внимание на информационно-коммуникационные технологии. В этом ряду можно было бы перечислить телеграф, телефон, радио, телевидение, но мы остановимся на самых современных из них.

Давно уже не секрет, что с созданием вычислительной техники и ее внедрением в различных отраслях, а чуть позже особенно появлением персональных компьютеров все мы стали их активными пользователями. Если каждый из нас призадумается, а пользовался ли он сегодня компьютером, то ответ однозначно будет положительным. Потому, что нет необходимости непосредственно садиться за компьютер, так как мобильный телефон, банкомат, современная автомашина, и другие устройства, используемые нами повседневно, также являются компьютерами.

Мобильная связь и Интернет, добавив в нашу повседневную деятельность оперативность и доступность, и другие преимущества, стали неотъемлемой частью нашей жизни.

Интернет вообще может считаться, уникальным среди всех технологий, используемых человеком. За короткое время Интернет из специализированной компьютерной сети превра­тил­ся в социальную систему и сегодня может рассматриваться одним из основных инструментов процесса мировой глобализации. А с появлением широких прикладных возможностей для ведения бизнеса, доступа к информации, коммуникации между людьми, а также взаимодействия с государственными органами, Интернет приобрел более реальные очертания и целесообразность. Сформировалась новая сфера экономики – Интернет-индустрия, Интернет-экономика. В последние годы также широкую популярность завоевали социальные сети, системы коротких сообщений и блоги. Образно говоря, каждый человек окутан сетью и является составной частью этой сети.

Основной феномен Интернет-технологий заключается в том, что каждый человек является активным участником процесса их развития. Они своим участием приумножают широту их охвата, обогащают информационную составную, создают сайты и другие различные прикладные источники, обмениваясь сообщениями между собой, распространяя свои взгляды на какие либо вещи, распространяют бесплатную рекламу и т.д. Таким образом, человек становится производителем новой ценности – информации и нового знания. Благодаря этому мы сегодня говорим о новом этапе развития, о новой формации – об информационном обществе или экономике, основанной на знаниях.

Однако развитие не всегда прямолинейный процесс и вносит в нашу жизнь новые установки и сложности. Самым простым примером является то, что в нашу лексику входят новые слова, которые до сих пор отсутствовали или старые слова приобретают совсем другие значения. «Ретвитнуть», «зафрендить», «вирмейкер» и другие подобные слова насколько кажутся нам чуждыми, однако широко используемыми. Виртуальная реальность становиться более привлекательной и более естественной. Все это приводит к психологическим проблемам, в людях все больше развиваются себялюбие, раздвоение личности, эгоизм, алчность, отчужденность, эскайпизм. Кризис личности – одна из самых сложных проблем, порожденных современным постиндустриальным миром.

Статистика последних лет показывает, что количество поль­зователей социальных сетей активно растет. Учитывая, что среднестатистическая возрастная группа активных пользователей 18-25 лет, т.е. молодежь является наиболее подверженной группой риска. Данные, распространенные в связи с Днем безопасного Интернета в 2011 году, заставляют призадуматься: молодежь на 2-3 часа меньше спит, чем их сверстники 10 лет назад; в среднем 8 часов в неделю тратится на онлайновые игры; ежемесячно на пользование Facebook тратится 700 миллиардов минут на примерно 500 миллионов пользователей (в среднем сутки на пользователя).

Согласно другой статистике, в частности результатам опроса, проведенного в России в 2010 году, около 89% пользователей Интернетом пользуются социальными сетями, а 63% для этого используют мобильный телефон. А самое печальное то, что 43% пользователей считают, что социальные медиа не сближают людей, 42% считают наоборот, а 15% еще не определились.

Думаю, что эти цифры отражают уровень влияния современных технологий на нашу жизнь. Следовательно, повсеместно следует проводить разъяснительную работу, особенно среди молодежи и детей, имеющих еще не полностью сформированную психику, о правилах полезного применения современных технологий. Использование современных технологий для разжигания межнациональной, религиозной и расовой дискриминации, подстрекательства противозаконных действий под лозунгами «демократических преобразований» или «свободы личности» представляется вообще недопустимым.

Следовательно, только правильное использование современных технологий – на благо человека, общества и государства в целом – может служить фактором социального развития каждой страны.

Профессор С.Б.Гашков, Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова

О защите информации

Все присутствующие в зале, конечно, знают, что математика — наука абстрактная. Поэтому многие думают, что если она и применяется в мире, то мы, вряд ли, в быту с этими применениями сталкиваемся. Она применяется опосредовано — через физику, химию, механику, технику и т.д. Но, в настоящее время этот взгляд совершенно неверный. Я вот могу утверждать, что все присутствующие непрерывно имеют дело с очень несдвигаемыми применениями математики, потому что все мы носим в кармане мобильные телефоны. Но речь идет не только о мобильных телефонах — о любой цифровой технике. Сейчас цифровые даже фотоаппараты. Компьютеры — это и все понимают, что и так цифровые.

В цифровой технике информация, как известно, передается в виде последовательности нулей и единиц. Наивный взгляд такой, что она передается абсолютно надежно, нуль от единицы не отличается. На самом деле происходят ошибки в силу многих причин. Ошибки бывают не только в дальней радиосвязи, а вот в обычной сотовой связи. Ошибки происходят при чтении информации с оптических дисков, особенно с DVD дисков, где удвоенная плотность записи. Ошибки происходят в компьютере при чтении информации с жесткого диска. Надо заметить, что объемы жестких дисков колоссально выросли за последние десять лет: уже сотни гигабайт. А это все из-за повышения плотности магнитной записи.

Естественно, происходят ошибки. Их надо исправлять. Этим делом занимается целая обширная область науки. Называется теория кодов, исправляющих ошибки. Там придумано огромное количество различных систем кодирования. Одна из самых популярных — изобретенная в начале 60-х годов — это коды Боэзи-Джунтхури. Это американский математик и тоже американский индийского происхождения. Но, по некоторым сведениям, эти коды были открыты в то же время также и у нас, но не были напечатаны по понятным причинам. В те времена область применения кодирования все таки была связана с военной техникой, с космической связью. Сейчас кодирование с исправлением ошибок неизбежно используется везде. Так вот, алгоритмы декодирования очень хорошие разработаны для кодов Боэзи-Джунтхури и они основаны на применении в вычислении в так называемых конечных полях. А вычисления какие? Арифметические: сложение, умножение, деление. Хотя его можно избежать. Деление — довольно дорогая операция.

А конечные поля изобрел знаменитый немецкий математик Карл Фридрих Гаусс в начале XIX века. Конечное поле — это вещь довольно простая. Например, поле из пяти элементов — это просто числа 0, 1, 2, 3, 4, которые можно складывать, умножать, но не просто перемножить, потому что получится какое-нибудь число, там, например, 15, а результат нужно поделить опять на 5 и заменить на остаток, т.е. результат всегда будет от 0 до 4. Вот такой простейший пример.

Потом, тоже знаменитый французский математик Эварист Галуа обобщил эту конструкцию Гаусса и придумал конечные поля, в которых число элементов не обязательно простое число, а степень простого числа. В те времена это было передовое направление в математике. Оно и в общем до сих пор развивается. Но, правда, развиваются более сложные направления, там скажем, алгебраические кривые над конечными полями. Специалисты по теории чисел, которые всем этим занимались, они всегда гордились тем, что их наука чистейшая, никогда нигде не применяется. Вот знаменитый английский математик Харди в своей книжке «Апология математика» так и написал.

Но вот выяснилось, что прошло время и все это начало применяться, причем применяется буквально везде. Кодирование — оно занимается тем, что защищает информацию от неизбежных ошибок. Но, информацию надо защищать также от несанкционированного доступа и от умышленного внесения ошибок. И вот, в наше время это тоже стало очень актуально. Этим занимается обширная область деятельности. Называется защита информации. А один из использованных в ней методов, не единственный, правда, — это шифрование данных, или криптография.

Криптография по-русски означает тайнопись. И вообще-то классическая криптография — она также стара, как и математика. Ей несколько тысяч лет. Полагают, что еще в Древнем Египте и Древней Греции ее использовали. Но удивительно то, что в 70-е годы нашего уже века была изобретена публичная криптография или, как еще говорят, криптография с открытым ключом. И еще есть эквивалентный термин — криптография с ассиметричным ключом. Дело в том, что классическая криптография (ее еще называют криптография с симметричным ключом) — она основана вот на чем: два субъекта, которые обмениваются секретной информацией, должны иметь одинаковый секретный ключ. Один из них с помощью этого ключа шифрует информацию с помощью некоторого алгоритма, а другой — с помощью этого ключа ее расшифровывает. В принципе, система шифрования может быть известна противнику — надо из этого исходить. Противник не знает только ключ. Вот если есть ключ, расшифровать легко, если ключа нет, расшифровать практически невозможно. Но иметь общий секретный ключ неудобно. Надо как-то встречаться, курьеров посылать и т.д. А вот оказалось, что есть система шифрования, где каждый из двух персон имеет свой секретный ключ, совершенно не обязательно совпадающий и они, тем не менее, могут организовать обмен информацией, даже находясь на разных континентах, не встречаясь друг с другом. Причем, никакие спецслужбы прочитать это не смогут, ну практически не смогут. Теоретически конечно прочитать можно, если вот запустить все суперкомпьютеры в мире, если вы неограниченны во времени, скажем, 1000 лет есть возможность прожить, то прочитать можно. Так что речь идет о практической невозможности.

Так вот криптография с открытым ключом сейчас бурно развивается, проходят сотни конференций, издаются журналы, участвуют исследователи многих стран, в том числе таких, как Бразилия, Тайвань и изобретена масса самых замечательных криптографических систем. Ну, например, разработаны, скажем, системы электронной подписи. Они настолько популярны, что уже вошли в криптографические стандарты многих стран. И они реально используются, потому что солидные люди могут подписывать эти документы в электронном виде, не встречаясь друг с другом, и при этом есть полная гарантия, что подписал именно тот человек, от которого подпись ждут. Есть тоже практическая гарантия, что подделать эту подпись невозможно, и есть тоже гарантия, что тот, кто подписал, от подписи не откажется.

Но существует масса таких более экзотических систем подписи, которые редко когда применяются: там, групповая подпись, пороговая подпись, кольцевая. Они обладают многими любопытными свойствами, скажем, кольцевая подпись обладает таким свойством: один человек, так сказать, из кольца может подписать некий документ, при этом, невозможно установить, кто его подписал, но случайно точно известно, что один человек подписал и послал, куда следует. Вот такие есть системы. Изобретены, кстати, не у нас. По-моему, где-то в Китае.

Имеются системы организации электронного голосования. Они пока тоже практически не применяются, но они тоже обладают таким свойством, что невозможно фальсифицировать результаты и невозможно определить, кто как голосовал.

Имеются системы, которые называются электронные деньги. Это не те системы, которыми мы пользуемся в интернете: разные платежные системы через интернет. Это примитивные системы. Они неполноценны, их нельзя называть электронными деньгами. Имеются системы, правда, сложные, практически мало применяемые, но которые позволяют полностью имитировать деньги, в том числе их такое свойство, как неотслеживаемость, т.е. люди расплачиваются, значит, каким-нибудь набором цифр, которые играют роль денег, и при этом невозможно установить, кто когда кому что-то платил. В то же время есть полная гарантия, что человек действительно заплатил, и не у кого никаких претензий нет. Вот эти все свойства кажутся парадоксальными, несовместимыми друг с другом. Но тем не менее, все это достигнуто.

Ну я заканчиваю, хотелось только сказать, что вот современная математика, хотя она развивается и сама по себе, но некоторые ее области, по крайней мере, находят совершенно неожиданные применения, как мы видим, и все больше и больше и, по-видимому, эта тенденция будет развиваться, поэтому математику нужно изучать.

И последнее, что хочу сказать, американский журналист Кан, написавший в свое время книгу «Взломщики кодов», где он впервые в открытой печати стал писать об открытой криптографии, т.е. не об открытой, а классической криптографии (раз открытая криптография тогда только стала появляться). Вот он, например, сделал такое заявление: «Великая держава — это держава, имеющая ядерные ракеты, нет баллистические ракеты, ядерную бомбу и криптографию. Вот на этом хочу закончить.

Профессор Эфендиев Ф.М., Бакинский государственный университет

Глобальные проблемы и прогресс человечества

Глобализация – один из важнейших процессов современности – анализируется в работах многих исследователей, и в настоящее время интерес ученых к этой проблеме объясняется ее фундаментальностью, большой проникающей способностью во все области мировых процессов, стран, народов, интегральным содержанием и значением этого мирового явления для современности в целом.

Человечество вплотную столкнулось с острейшими глобальными проблемами современности, угрожающими самому существованию цивилизации и даже самой жизни на нашей планете. Совокупность острейших жизненных проблем в начале нашего века, от решений которых зависит дальнейший социальный прогресс человечества, и которые сами, в свою очередь, могут быть разрешены лишь благодаря этому прогрессу.

Активно исследует феномен глобальности наука философия, являющаяся духовной квинтэссенцией современности. Данный феномен ставит принципиально новые проблемы перед человечеством, многие из которых не существовали прежде и решение которых совершенно неотложно, т.к. с некоторыми, наиболее острыми из них связаны самые драматические вопросы человеческого бытия, вопросы о самом существовании человека. В современных условиях высшую необходимость представляет неотложное решение таких проблем, как преодоление возможности возникновения термоядерной войны, экологического кризиса, регулирования демографического взрыва и ряда других. Это краеугольный камень нового политического мышления, ставящего общечеловеческие интересы и ценности выше всех остальных.

Глобализация воздействует на все стороны общественной жизни, она сопровождается информационной революцией, которая, в свою очередь, нивелирует понятие географического пространства. Так, благодаря возможностям, предоставляемым ею, сегодня в мире меняется психология общения, народы больше узнают друг о друге, развивается профес­сио­нальное сотрудничество между людьми, представляющими отдельные народы, религии и культуры.

Глобализация требует объединения усилий всех государств и народов в решении назревших проблем. В такой ситуации возрастает роль ООН и других международных организаций в разработке программ развития мира, но возможно и возникновение принципиально новых международных структур, способных решить эти проблемы.

Впервые в истории перед человечеством открылась возможность обеспечить средствами существования многомиллиардное население земного шара, создать всем им достойные условия жизни. Для достижения этого человечество ныне располагает необходимыми экономическими и финансовыми ресурсами, научно-техническими возможностями и интеллектуальным потенциалом. Но для воплощения этой возможности необходимы новое политическое мышление, добрая воля и международное сотрудничество на основе приоритета общечеловеческих интересов и ценностей.

Академик А.М.Магеррамов, ректор Бакинского Государственного Университета

Сбалансированное развитие науки и образования в условиях быстрого роста интенсивных технологий

На протяжении всего существования человечества люди всегда задавались вопросом: когда, в какой период мы могли бы стать наиболее нужными для общества, а жизнь была бы более интересна и полезна для нас самих?

Скорее всего, жившие в XIX веке и ранее затруднились бы в поисках ответа на этот вопрос. Потому что в те времена не было четких критериев, характеризующих ту или иную эпоху в истории.

А живущие в конце двадцатого – начале двадцать первого века без всяких затруднений могут ответить на поставленный вопрос. В двадцатом веке мы стали свидетелями многочисленных войн за мировое господство, за изменение политической карты мира. В этом плане в середине прошлого столетия многие считали ХХ век периодом войн, эпохой борьбы за передел сфер влияния. Вторая половина двадцатого века, в которой довелось жить и нам, характеризуется историей как период параллельного развития социализма и капитализма. Исходя из этого, многие считают ХХ век веком развития империализма, а другие – эпохой строительства коммунизма. Однако к концу ХХ века стало ясно, что он более всего характеризуется стремительным развитием науки и техники, появлением новых технологий, научно-практических инноваций, распространением информационно-коммуникационных технологий. Одним словом, двадцатый век вошел в историю как век информации, а если говорить в широком смысле слова – как век науки и образования.

Каждое из трех предшествующих столетий ознаменовалось появлением какой-то технологии, развитие которой определяло прогресс в этом столетии. В XVIII веке это были механические системы, в XIX веке – паровые машины, в XX веке – технологии сбора, передачи, обработки и хранения информации.

Наша же эпоха, как я уже отметил, это эпоха стремительного развития науки и новых технологий. Сейчас человечество вступает в новый этап своего развития, на котором не только бурно развиваются классические науки, но и возникают новые дисциплины. Растет объем накопленных научных знаний, достижения науки и техники стремительно внедряются в жизнь.

В разных странах увеличивается количество научных публикаций в ведущих научных изданиях. К тому же, как видно из слайда, в последние годы ряд развивающихся стран – Китай, Южная Корея, Индия, Малайзия – опережают по темпам роста в этой области ведущие страны мира.

Естественно, это оказывает влияние на научные исследования и требует нового подхода к организации процесса образования. В современных условиях неизбежно внедрение новых технологий обучения, широкое использование современных информационных технологий, установление более тесных связей между теорией и практикой, то есть между наукой и производством.

Сейчас успеха добиваются те, кто способен быстро обработать огромный поток информации и использовать её. А лидируют страны, которые добились эффективной интеграции науки и образования. Примером этому могут быть данные, приведенные в представленном вам слайде. К примеру, 70% лауреатов Нобелевской премии, 30% статей в области науки и инженерии и 44% наиболее цитируемых научных статей в мире приходятся на долю США. Стремительно продвигается в этом направлении и целый ряд уже названных мною выше развив%.ucoz.ru/news/perepelinye_i_kurinye_jajca_detjam_kogda_i_skolko_perepelinye_jajca_diareja/2014-01-14-118|����������� � ������� ���� ����� ����� � ������� :: ����������� ���� ������ http://shelizzy.ucoz.ru/news/chastyj_ponos_u_koshki_ponos_u_kota_ot_glistov/2014-01-14-116|������ ����� � ����� :: ����� � ���� �� ������� http://wercy.ucoz.ru/news/ponos_pri_allergii_ponos_allergija/2014-01-14-154|����� ��� �������� :: ����� �������� http://henner.ucoz.ru/news/ponos_u_shhenka_posle_privivki_diareja_u_shhenka_posle_privivki/2014-01-14-136|����� � ����� ����� �������� :: ������ � ����� ����� �������� http://shelizzy.ucoz.ru/news/kuraga_i_abrikos_kuraga_diareja/2014-01-14-117|������ � ������� ... :: ������ ������ http://jillot.ucoz.ru/news/pju_kreatin_i_u_menja_pobalivaet_zhivot_i_so_stulom_tozhe_ne_v_porjadke_ponos_ot_kreatina/2014-01-14-119|��� ������� � � ���� ���������� ����� � �� ������ ���� �� � ������� :: ����� �� �������� http://coven.clan.su/news/simptomi_i_znaki_vagitnosti_shho_vam_slid_znati_ponos_jak_oznaka_vagitnosti/2014-01-14-122|�������� � ����� ���������� - �� ��� ���� �����? :: ����� �� ������ ���������� http://jillot.ucoz.ru/news/u_malysha_ponos_prichiny_i_opasnosti_diarei_ponos_u_rebenka_s_rezkim_zapakhom/2014-01-14-120|� ������ �����? ������� � ��������� ������ :: ����� � ������� � ������ ������� http://shelizzy.ucoz.ru/news/blog_romanenko_julii_ponos_skolko_raz/2014-01-14-118|���� ��������� ���� :: ����� ������� ��� http://ssefluch.clan.su/news/pochemu_ot_nezrelykh_jablok_vozmozhen_ponos_diareja_diareja_jabloki/2014-01-15-122|������ �� �������� ����� �������� ����� (������)? :: ������ ������ http://shelizzy.ucoz.ru/news/opjat_pro_khpn_cheljabinsk_zooforum_diareja_pri_khpn/2014-01-15-119|����� ��� ��� (���������) - ZooForum :: ������ ��� ��� http://coven.clan.su/news/verojatnost_zaberemenet_posle_priema_protivozachatochnykh_diareja_chto_vypit/2014-01-15-123|����������� ������������ ����� ������ ����������������� :: ������ ��� ������ http://jillot.ucoz.ru/news/lechenie_diarei_kakie_est_ehffektivnye_i_bezopasnye_sredstva_kakim_lekarstvom_luchshe_vsego_lechit_diareju_d/2014-01-15-121|������� ������. ����� ���� ����������� � ���������� ��������? ����� ���������� ����� ����� ������ ������? :: ������ ������� �������������� ����� http://sdurn.ucoz.ru/news/diareja_diareja_tretij_den/2014-01-15-152|������ :: ������ ������ ���� http://henner.ucoz.ru/news/infekcionnye_bolezni_diareja_novorozhdennykh_porosjat/2014-01-15-137|������������ ������� :: ������ ������������� ������� http://ssefluch.clan.su/news/smena_zubov_ponos_u_sobaki_pri_smene_zubov/2014-01-15-123|����� ����� :: ����� � ������ ��� ����� ����� http://jillot.ucoz.ru/news/temperatura_bolit_gorlo_i_golova_ponos_paralich_diareja_temperatura_bol_v_gorle/2014-01-15-122|�����������, ����� ����� � ������, �����

Просмотров: 499 | Добавил: nionfor | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0